Утопический социализм Франции первой трети XIX в.

Особенности социальнополитической обстановки периода Реставрации (незаконченность борьбы между буржуазией и дворянством, незрелость рабочего класса) наложили отпечаток на социалистические системы того времени, в первую очередь на учение СенСимона (17601825 гг.). Наблюдая развёртывавшуюся перед ним социальную борьбу, СенСимон приходил к заключению, что будущее принадлежит не «феодалам», а «индустриалам», к которым он относил не только промышленную буржуазию и техническую интеллигенцию, но и рабочих, не выделяя их в особый класс, Система СенСимона но была последовательно социалистической, поскольку он не высказывался за обобществление средств производства, допускал сохранение классов и классового неравенства. Ассоциация, обязательный труд, принцип единого хозяйственного плана, превращение государственной власти из управления людьми в управление вещами, подчинение общества единой целинаибольшему благу его беднейших слоёвтаковы элементы социализма, которые содержатся в учении СенСимона. Огромное прогрессивное значение имел его вывод, что «золотой век человечества находится не позади,
а впереди нас».
Учение СенСимона получило дальнейшее развитие в трудах его учеников Базара и Анфантена, выдвинувших лозунг «Каждому по его способностям, каждой способности по её делам». Но подобно своему учителю, сенсимонисты были противниками классовой борьбы и революционной тактики. Вскоре они превратились в узкосектантскую группу;
Более широкое распространение получило учение Шарля Фурье (17721837 гг.), давшего яркую критику язв капитализма и выдвинувшего теорию нового, «социетарного строя». В основу его Фурье предлагал положить фалангукоммуну, соединяющую в себе сельское хозяйство с промышленной деятельностью, В фалангу подлежали приёму и трудящиеся и капиталисты.